Корпоративный блог
Экологические проблемы
В составе аккумуляторных батарей используются многие вещества, представляющие определенную опасность для здоровья человека, в том числе такие существенно вредные вещества, как свинец, ртуть, кадмий, диоксид марганца, литий и его соединения и т.п., предельно допустимые концентрации которых относительно низкие. Это обстоятельство учитывается при организации производства аккумуляторов, где технике безопасности уделяется очень большое внимание. В то же время, при эксплуатации аккумуляторов также следует учитывать экологические требования.
При нормальной эксплуатации большинство малогабаритных аккумуляторных батарей, используемых в основном в различных электронных устройствах, не представляет экологической опасности; как правило, такие батареи герметичны и не выделяют в окружающую среду вообще никаких веществ. Более крупные энергоустановки — транспортные и стационарные аккумуляторные батареи с водными электролитами — негерметичны и даже при нормальной эксплуатации выделяют вредные вещества — взрывоопасную смесь водорода и кислорода, возможно, примеси арсина или стибина (при заряде свинцовых аккумуляторов), туман мельчайших капелек растворов серной кислоты или щелочи. Кроме того, концентрированный щелочной раствор обычно «выползает» из-под пробок щелочных аккумуляторов. Более существенную экологическую нагрузку представляет работа аккумуляторных батарей в аварийных режимах: марганцево-цинковые элементы при полном разряде «текут», т.е. из них выделяется коррозионно-активный электролит, некоторые ртутно-цинковые и литиевые элементы могут взрываться и т.д. При механическом (несанкционированном) разрушении аккумуляторных батарей с жидкими электролитами возможно попадание агрессивных и вредных для здоровья электролитов на аппаратуру или на человека.
Существенную экологическую проблему представляет утилизация отработанных аккумуляторных батарей. В этом отношении сложности начинаются со сбора таких батарей, особенно малогабаритных, которые обычно выбрасываются и представляют собой источник экологической опасности. Именно поэтому большим достижением считается замена ртути, как ингибитора коррозии цинкового анода, в марганцево-цинковых элементах на другие вещества, в том числе органические. Более крупные установки направляются на утилизацию. При утилизации свинцовых и серебряно-цинковых аккумуляторов извлекаются практически весь свинец и все серебро; утилизация таких аккумуляторов представляет собой отработанный технологический процесс. Хуже отработана технология переработки щелочных аккумуляторов, но и в этом случае удается избежать попадания кадмия в окружающую среду. В последние годы в России разработана технология утилизации литиевых источников тока через стадию получения гидроксодиалюмината лития, синтеза пятилитиевого алюмината и алюмотермического восстановления последнего.